Домработница. Маленькая хозяйка большого дома.
По оценкам руководителей кадровых агентств, занимающихся подбором домашнего персонала,
при растущем спросе на услуги по ведению домашнего хозяйства с точки
зрения качества имеющееся предложение пока не выдерживает критики. Как
полагают в одном из старейших на этом рынке услуг агентстве «Решка»,
половина обращающихся сюда потенциальных домработниц не отвечают
требованиям этой профессии. И потому приходится сочинять инструкции
следующего содержания: «Помните о правилах личной гигиены, густая
растительность на ногах и трудовой пот - не естественные проявления, а
«минус» вашему имиджу».
Перечень всех «не» в инструкции «Решки» дает представление о степени понимания белорусскими домработницами
своих обязанностей. В агентстве с почти 10-летним опытом объясняют, что
инструкция составлялась на основании конкретных ситуаций: не приводить
в дом работодателя своих детей, родственников, знакомых; не впускать в
дом работодателя незнакомых людей; не давать советов; не пытаться
изменить уклад жизни семьи; не просить в долг у работодателя; бережно
относиться к имуществу работодателя и т.д.
В Москве про «густую растительность» и про дистанцию между
нанимателем и работником объяснять уже не нужно. Как рассказывает
недавно приехавшая из Москвы Катя, мать двоих детей, «там все
домработницы уже вышколенные». А здесь «мне на второй день уже начали
«тыкать».
Но в Москве и Киеве сегодня есть спецкурсы по подготовке домашнего
персонала. В Беларуси их нет, поэтому каждое из небольшого числа
работающих в этой нише агентств является своеобразной школой. «Решка» в
прошлом году объявила набор на курсы домашних работников. Было всего
три звонка.
Возможно, причина в том, что на Западе, а теперь уже и странах СНГ домработница, горничная, гувернантка, экономка
- признанные и востребованные профессии на рынке труда, для овладения
которыми требуются опыт и конкретный набор знаний. Как рассказывают в
«Решке», «мы рекомендуем нашим работникам ознакомиться с последними
новинками бытовой техники, средствами для чистки различных
поверхностей».
У нас же выполнение домашней работы чужим человеком все еще носит
унизительный оттенок. Есть работники, которые считают «стыдным» для
себя выйти за порог чужого дома и выбить коврик - мол, «люди увидят».
Есть наниматели, которые готовы «выбить» своего работника, как коврик,
и с удовольствием потоптаться по нему. Владелец коттеджа размером 400
кв. м требовал, чтобы домработница мыла полы руками, ползая на коленях
- швабру не купили специально. Шторы она раздвигала особым способом -
локтями, потому что руками их касаться было запрещено.
Вопрос не только в проблеме психологического восприятия этой
профессии, но и, как рассказывают в агентствах, в том, что подавляющее
большинство обращающихся убеждены в простоте обязанностей
домработников: ведь то же самое я делаю у себя дома. Хорошо, если это
«то же самое» совпадает с представлением нанимателя о чистоте.
По оценкам кадровых агентств, наниматели домашнего персонала - люди 30-35 лет, активно строящие карьеру, с уровнем достатка выше среднего. Говоря о женщинах, можно определить три типа:
Первый - хозяйка-домоправительница.
Как правило, эти женщины не работают, им нужен исполнитель домашних обязанностей, которым они руководят.
Второй тип - деловая женщина.
Она вообще не занимается домом, ей нужна домработница, которая могла бы полностью вести хозяйство.
Третий - ищущие развлечений.
Эти женщины специально нанимают домработницу, чтобы третировать ее, увольнять, нанимать новую. «Таких не много, но встречаются…»
Требования к домработницам делятся на общие и специфические. Все
хотят чистоплотную, порядочную, надежную. Говоря в особенности о
последнем, руководители агентств в один голос настаивают, что для
получения качественной услуги и безопасности подбирать домашних
работников нужно не по объявлению в газете, а через кадровое агентство.
В числе специфических пожеланий - цвет глаз, знак Зодиака, знание
конкретного иностранного языка. Некоторые уделяют особое внимание
состоянию зубов. Как рассказывает Катя, у одной из потенциальных
горничных половина рта была в золотых фиксах. Она считает это
недопустимым для формирования у своих детей правильного отношения к
здоровью.
В одном агентстве долго искали домработницу в коттедж, где в ванной жил питон. Не сразу, но нашли.
Пожалуй, самое главное, что не всегда понимают обе стороны:
выполнение работы в доме - это работа. Но хозяйка, тем более если она
сидит дома, от скуки вступает с домработницей в приятельские отношения,
делится с ней своими проблемами, а когда нужно сделать какое-то
замечание, либо делает его, на что домработница резонно обижается
(«Ведь мы уже подруги!» ), либо, обремененная дружбой, молчит. Часто
такие ситуации заканчиваются конфликтом и увольнением.
Ко всему прочему, как рассказывают в кадровом агентстве
«Данатея», наши люди не умеют себя продавать: «Они могут прийти на
встречу с нанимателем в спортивном костюме и с жевательной резинкой во
рту…» Помимо внешнего вида многие потенциальные горничные и няни «не
умеют улыбаться». Еще «они нагружают работодателя своими проблемами,
чтобы разжалобить его». Возможно, чтобы опять-таки оправдать в чужих и
своих глазах унизительность работы, на которую человек согласился…
Но встречаются и такие домработницы,
для которых выполнение домашних обязанностей является настоящим
призванием - «специалисты высокого класса». К сожалению, по оценке
экспертов, сегодня на отечественном рынке домашних услуг это редкость.
СПРАВКА «БелГазеты». Средняя зарплата белорусской домработницы
с полной занятостью - около $200. Плата за уборку квартиры - около $10
в день, коттеджа - $15-20. В России средний заработок домработницы -
около $900 в месяц.
Марина ГУЛЯЕВА
Источник: http://www.belgazeta.by/20060306.9/430300091