Как шутят топ-менеджеры: "хочешь узнать, как будет выглядеть
Новосибирск через пару лет - слетай в Москву". Шутки шутками, но
тенденция переноса московского опыта двухгодичной давности на
новосибирскую почву есть. Ко всем изменениям нужно готовиться заранее,
тем паче, если эти изменения касаются рынка Executive search в любимом
городе.
По словам директора московской компании по подбору персонала "Ефимов
и партнеры" Галины Лукашенко, острая потребность в Executive search
обозначилась в Москве и Санкт-Петербурге чуть больше года назад. Можно
спрогнозировать, что уже через год в Новосибирске возрастёт спрос на
услуги Executive search и Headhunting.
Эти два понятия принято разделять следующим образом: Executive
search - это поиск специалиста, удовлетворяющего требованиям к
должности, с той лишь особенностью, что Executive search подразумевает
работу на самом высшем уровне, уровне топ-менеджеров.
Headhunting - это переманивание суперпрофессионалов из узкого круга
профессионалов заранее очерченного заказчиком. Требования заказчиков
могут меняться от редчайшего сочетания деловых, личностных, внешних
данных, опыта работы и образования, до конкретной фамилии, но без
контактов.
Существует две точки зрения по поводу Headhunting:
Точка зрения руководства компании-донора, из которой ушел ценный кадр:
- Прямые финансовые потери - расходы по найму другого специалиста.
-
Косвенные финансовые потери - упущенная прибыль за то время, пока новый
сотрудник будет входить в курс дела; кроме того, вместе с бывшим
сотрудником могут уйти ключевые клиенты.
- Моральные потери -
ухудшение имиджа вашей компании на рынке. Если люди уходят, значит, им
не создали условий для работы и они не имеют справедливого
вознаграждения.
- Косвенные финансовые и прямые моральные потери
от разглашения коммерческой тайны. Случается редко, но если случается -
то очень обидно.
Точка зрения руководства успешной компании, посетившего 26 июня Бизнес-центр на ул. Державина:
Ушел сотрудник? Какие возможности открываются перед компанией!
- Возможности карьерного роста для других сотрудников.
- Возможность для руководства компании задуматься о сбоях в существующей системе мотивации персонала компании.
Эти и другие вопросы освещались 26 июня. По приглашению кадрового
агентства ''Business Connection'' - профессионал в области поиска
топ-менеджеров Рустам Барноходжаев провел мастер-класс "Охота за
головами". Г-н Барноходжаев является одним из самых авторитетных
специалистов в области Executive Search в России, членом Экспертного
Совета Ассоциации Консультантов по Подбору Персонала.
Рустам Азатович любезно согласился ответить на вопросы о ситуации на
рынке Executive search и об этических сторонах этого бизнеса.
"Работа сегодня": Можно ли говорить о тенденциях спроса и
предложения на рынке Executive search? Какие специалисты более
востребованы сейчас? Как изменились предпочтения заказчиков за
последние пять лет?
Рустам Барноходжаев: Всё соответствует тому, как
развивается бизнес. Если пять-восемь лет назад сильной конкуренции не
было, и была задача просто поставить предприятие, то огромный спрос был
на управленцев по развитию бизнеса. Сейчас стоит вопрос не только о
постановке бизнеса, но и о сильной конкуренции. А сильная конкуренция
означает продвижение компании во всех направлениях. По этому, на
сегодняшний день, нужны специалисты по оптимизации бизнес-процессов,
решению проблем, связанных с развитием и продвижением брендов.
Тенденции Executive search полностью соответствуют тенденциям в
бизнесе.
РС: Есть ли существенные отличия в работе хедхантерами мужчин и женщин?
Р.Б.:
Я не хочу выглядеть дискриминирующим кого-либо по гендерным признакам,
но в нашей компании считается, что мужчины более успешны в этой работе.
Более того, так получилось, что руководитель компании брал на работу
людей высоких и больших. Видимо здесь играл психологический фактор -
большой человек вызывает большее уважение.
РС: Какие ошибки совершают кандидаты при общении с консультантами?
Р.Б.: Они очень много ошибок совершают, я не смогу их все перечислить.
РС: Не планируете ли вы создать информационный пакет "Ошибки потенциальных кандидатов"?
Р.Б.:
Нет, не планирую. Если я научу кандидатов, как правильно вести себя с
консультантами, то мне станет сложнее выбирать из них подходящего.
РС: Рустам Азатович, какой самый экзотический заказ вам приходилось выполнять?
Р.Б.: Мне приходилось выполнять заказ для компании "Гербалайф", который назывался "Специалист по этике бизнеса".
РС: Каким образом в ваше поле зрения могут попасть потенциальные кандидаты?
Р.Б.: Только хорошо работая.
РС: Возможно ли изменение положения компании от компании-клиента до компании-донора?
Р.Б.:
Возможно. Причём клиент может стать "донором", а "донор", в свою
очередь, клиентом. Клиент может стать "донором", если после истечения
контракта с этой компанией прошел год, и не был получен ни один заказ.
Комментарии о терминологии в профессиональном поиске специалистов
высокого уровня специально для "Работы сегодня" дает Ильгиз Валинуров,
управляющий партнер Кадрового агентства "Business Connection":
"Усиление конкуренции определяет новые требования к ведению бизнеса.
Актуальными становятся вопросы оптимизации бизнес-процессов,
соответствие продукции международным стандартам качества, мотивации и
развития персонала. Все эти изменения делают люди. Лучшие люди делают
лучшие изменения. И за этими людьми начинается настоящая охота.
Профессиональных охотников на этом рынке называют хэдхантерами. Сама
услуга хоть и часто называется хэдхантингом, более правильно звучит как
Executive Search (экзекьютив сёч). На русский, если дословно, это можно
перевести как "прямой поиск" или "эксклюзивный поиск". Иногда такой вид
поиска кандидатов называют более конкретно и доступно для понимания -
"подбор руководителей и редких специалистов". Проделав предварительную
работу по изучению ситуации на рынке, консультант по подбору
подготавливает long list (длинный список) - список всех потенциальных
кандидатов на искомую должность. Далее идет работа по выбору лучших.
Окончательный список кандидатов, рекомендуемых для встречи с
работодателем, называется short list (короткий список). О кандидате,
который выходит на рабочее место, на жаргоне рекрутеров говорят - "он
плейсится" (от слова Placement - ставить на место)."
Те, кому интересно было подробнее узнать о специфике этой работы,
терминах, ключевых основах, посетили Мастер-класс "Охота за головами",
который состоялся 26 июня в Новосибирске. Его ведущий - один из самых
авторитетных специалистов в этой области - Рустам Барноходжаев (Москва
- Техас). Ключевой задачей Мастер-класса было донести до участников
основные стандарты Executive search - услуги, набирающей популярность в России.
Были рассмотрены такие вопросы, как:
- Когда есть смысл применять Executive search.
- Чем принципиально отличается Executive search от рекрутмента, виды подбора персонала, их специфика, различия и преимущества.
- Особенности национальной "охоты за головами"
- Этика в рекрутменте: этика заказчика, этика консультанта, этика кандидата.
- Как выбрать агентство и как работать агентству, чтобы его выбрали.
- Технологии и методы работы с клиентом при поиске высшего персонала.
- Методы работы с VIP - кандидатами.
- Стоимость и этапы хэдхантинга, за что платят консультантам.
Источник: "Работа сегодня" (Новосибирский выпуск)